Пятница, 07.08.2020, 16:32
Приветствую Вас Гость | RSS
75-летие Победы
Сведения об ОО

Сведения об образовательной организации

Дополнительно
Полезные ссылки
История школы
70 лет Победы
ПНП "Образование"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома»

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

«Открытый урок: просто или сложно?»
11.05.2013, 21:22

«Открытый урок: просто или сложно?»

             Каждому учителю - молодой он или многоопытный – приходится давать открытые уроки.  Для одних - это собственная инициатива, для других  - необходимая обязанность. И отношение к таким урокам в учительской среде разное: кто-то называет их «показухой», кто-то считает хорошей школой для совершенствования профессионального мастерства. Кто-то дает открытые уроки часто и, кажется, очень легко. А кто-то, проповедуя скромность, очень редко или не дает их вовсе. Так что же такое на самом деле – открытый урок?

           Мне за свой долгий профессиональный путь открытых уроков пришлось давать очень  много – считать как-то не пришло в голову. Какого только уровня педагогические работники и ответственные лица не присутствовали на них! Какие только отзывы ни довелось мне слышать от  коллег города, района и области, но плохих не было. Побывавшие на моих уроках, как правило, запоминают их навсегда – настолько сильное впечатление они оставляют в памяти. Да я и сама некоторые свои уроки называю шедеврами, потому что  нигде и никогда подобных не видела. «Моя Мадонна», Увертюра «Эгмонт», «Орфей и Эвридика», «Князь Игорь», «Давид» Микеланджело… всех не перечислить.

           Давно в моем сознании зреет мысль о том, что надо бы с молодыми коллегами поделиться опытом подготовки и проведения открытых уроков, ведь многие из них, видя мои уроки, пасуют: «Я так никогда не смогу!». Не скрою, так, может быть, и не смогут, но учиться все равно надо.

         Во-первых, никогда не получится хороший открытый урок, если ты не даешь хороших уроков в системе, тщательно к ним не готовишься. Это первое и главное условие: работай так, чтоб каждый твой урок был как открытый. С первого года работы в школе  я работаю под девизом: все мои уроки – открытые! Но кроме хорошей подготовки к уроку необходим ежедневный анализ: получилось ли? Что не получилось? Почему? Над чем надо поработать? Что изменить?

       Урок состоит из многих составляющих: тема, цели и задачи, план – конспект, наглядный материал, оформление доски, участие детей, использование технических средств… и много еще чего. Очень важно при подготовке урока заранее продумать его форму и композицию – примерно, как в музыкальном произведении:  экспозиция, разработка, реприза, кода. Еще я называю это понятием драматургия урока.  Но  и форма  с композицией не могут быть всегда одинаковы, они тоже варьируются, как у Бетховена в «Лунной сонате» - соната вроде фантазии. Хорошо, когда владеешь таким мастерством – двух одинаковых уроков у тебя никогда не будет.

         Готовясь к открытому уроку, молодые и не очень молодые учителя  «нарывают» порой кучу материала, а потом не очень хорошо понимают, что с ней делать. С таких уроков дети и гости уходят нередко с больными головами и недоумением: что это было?!? Конечно, учитель всегда должен знать значительно больше того, что он дает на уроке, но мастерство как раз и заключается в том, чтобы из огромного количества своих знаний выбрать ровно столько и ровно то, что надо для этого конкретного урока.

        Другая тонкость: как выстроить, в какую форму облечь отобранный материал. Здесь нужны поначалу черновики и черновики, из которых постепенно будет вырисовываться план – конспект, который за время подготовки должен перекочевать к тебе в голову, хотя и будет для страховки во время урока лежать на определенном месте. Чистовой вариант конспекта можно написать разными цветами: текст учителя, выступления детей, показ наглядности, видеосюжеты и т.д. При подготовке открытого урока надо помнить, что это будет для тебя раз и навсегда отработанный и готовый урок, ведь гости уйдут, а ты останешься, и тебе еще долго-долго работать.

         Современное образование помешалось на ИКТ. Никто не спорит: жизнь идет вперед и новшества надо внедрять. А внедрять мы все предпочитаем неистово и от души. Вот и здесь, натаскать из Интернета и лихо щелкать мышкой – это не есть умелое использование наглядности. Есть такое понятие в уроке – видеоряд. В течение урока наглядный материал должен выстроиться перед глазами учеников логично и последовательно и остаться в таком виде до конца урока, итожа его. Кроме того, он должен быть эстетичным и зрелищным! Меня всегда спрашивают после открытых уроков: где вы взяли такую наглядность? Это же уникальные вещи! Не скрою – это дело всей жизни: собирание, оформление, пополнение… Огромная личная библиотека, фонотека и видеотека – все это делает меня независимой от ИКТ.

       И все же нельзя забывать главное, а главное на уроке -  Учитель. Что важно учесть, собираясь давать открытый урок? Понятно, по одежке встречают. На открытый урок мы стараемся приодеться. Но творческий учитель и в свой внешний вид (при обязательном чувстве меры!) непременно внесет «изюминку» и зритель оценит – «это неспроста». Опыт показывает, что сильное впечатление производит речь учителя – грамотная, правильная, эмоциональная, интонационно богатая. Конечно, если ты так не говоришь всегда, то на открытом уроке ты так вдруг не заговоришь. Ну, а артистизм – это дар свыше, и если им владеет учитель, то его открытый урок будет и вправду не только успешен, но и незабываем. Помните, открытый урок – это немножко спектакль. Он должен произвести впечатление, он должен запомниться всем – и вам, и детям, и гостям.

         И еще один момент. При подготовке открытого урока мы многократно репетируем и засекаем время – как уложиться? Как успеть? А на деле порой оказывается, что «оттарабанили» за 35 минут. А дальше что делать? Такие варианты надо продумывать, готовить дополнительные задания или «вставки – добавки», чтобы по возможности никто не заметил такую «натяжку». Когда учитель, выполнив все задачи, начинает и заканчивает открытый урок минута в минуту -  это и называется   «высший пилотаж».

        Очень важен для открытого урока грамотный и компетентный анализ. Неправильно поступают порой участники открытого урока, уходя и ничего не сказав учителю или отмечая лишь положительные моменты урока. Такая форма оценки не способствует росту и совершенствованию учительского мастерства. Но сказать надо так, чтобы учитель согласился и понял, над чем надо дальше работать, что учесть. Ну, а там, где отлично, надо говорить учителю: «Молодец! Браво! У Вас есть, чему поучиться! Спасибо!» И отправлять к нему молодых коллег, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

            Так как же, открытый урок – это просто или сложно? Непросто. Но если ты пришел в школу, необходимо расти и совершенствоваться. Пусть каждый учитель, начиная открытый урок, сможет  сказать: «За успех я отвечаю. За признание отвечают другие».

                                                                      

Категория: Методическая копилка | Добавил: Luboff
Просмотров: 253 | Загрузок: 0