Каталог файлов
Главная » Файлы » Методическая копилка |
[ Скачать с сервера (97.0 Kb) ] | 01.12.2013, 17:33 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЧЕБНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Учитель Кожевникова А.В. Тема: «Глобальные экологические проблемы современности»
«Современный человек находится перед гималаями библиотек в положении золотоис- кателя, которому надо отыскать крупинки золо- та в массе песка» С.И. Вавилов Тип занятия: метапредметный семинар-проект Интегрируемые школьные предметы: биология, география, экология, информатика Место в учебном процессе. Занятии может быть проведено в 9 и 11 классах при изучении темы «Экология» Планируемый результат: ученики создают проект и презентуют его аудитории Проектная технология Цель: Осмысленное, целенаправленное приобретение и углубление экологических знаний на основе реализации исследовательской функции учащимися. Задачи:
II. Развивающие: 1. Развивать у учащихся способности логически мыслить, выделять главное, обобщать 2. Развивать умение публичного выступления, ведения дискуссии, способствовать формированию культуры речи 3. Развивать чувство заинтересованности и личной причастности к происходящему на планете III. Личностно-ориентированные:
Оборудование: бэйджи с указанием специальностей (метеорологи, астрофизики, технологи, гидрологи, лесоводы, почвоведы, географы, биологи), мультимедиапроектор, компьютерные презентации учащихся, свеча, спички, фарфоровая чашечка, крупное яблоко, нож. Подготовительная работа - Постановка задач - Формулирование проблемы - Планирование семинара - Выявление уровня знаний участников семинара по проблеме (краткая письменная летучка: « Перечислите глобальные экологические проблемы, назовите наиболее вероятные причины их возникновения и предложите возможные пути их решения») - Участники семинара – специалисты, которые собрались, чтобы обсудить глобальные вопросы современности. Организация работы в группах: создание 8 (по числу проблем) микрогрупп по 2-3 человека, поставив перед каждой задачи: Соберите и представьте в обобщенном виде материал по выбранной проблеме. Разработайте предложения по ее решению. Познакомьтесь с различными точками зрения на изучаемую проблему и оцените полученные результаты. Задания для работы в Интернете: найдите информацию по вашей проблеме, проанализируйте и скопируйте для размещения в презентации. Основные инструменты исследования: анализ литературы и статистических данных Глобальные экологические проблемы: 1. Климатические изменения 2. Нарушение озонового слоя
Структура презентации:
(Противопоставление: потребительские запросы человека с одной стороны, ограниченность природных ресурсов с другой)
Оформление доски:
Ход урока: Учитель выдает каждому итоговую таблицу. По ходу выступлений групп, учащиеся будут ее заполнять.
II. Изучение нового учебного материала (Звучит музыка Б.Гребенщикова «Под небом голубым») Наш мир прекрасен и гармоничен. Он многообразен и уникален. И хочется, чтобы таким его увидели наши дети и внуки. Часто бывает, что в погоне за деньгами, успехом, экономическим развитием мы закрываем глаза на вред, наносимый природе. Стихийные воздействия человечества на природу часто приводят к деградации среды и подрыву экономики целых народов. В настоящее время эта опасность грозит всему человечеству, и мы вынуждены говорить об экологических проблемах глобального характера, которые обострились с середины ХХ века. Эти проблемы не будут новыми для участников семинара, т.к. широко освещаются в средствах массовой информации. Готовясь к семинару, мы провели краткую письменную летучку. Вы отвечали на вопрос: Перечислите известные вам глобальные экологические проблемы, назовите наиболее вероятные причины их возникновения и предложите возможные пути их решения.
Чаще других назывались проблемы «Загрязнение воздуха» и «Загрязнение воды», их вы ставили на 1 место, некоторые использовали обобщенное понятие «Загрязнение окружающей среды». 8 учеников отметили вымирание видов, из них 3 человека имели в виду только животных. 6 коренных жителей средней подзоны тайги назвали уничтожение лесов (другие называли ее как причину исчезновения видов), 5 – разрушение озонового слоя и загрязнение почв, глобальное потепление – 3, 1 – кислотные дожди (и проблема и причина). Один респондент наряду с глобальными проблемами написал и о наболевшем – пожаловался на учительницу… Основные причины: антропогенный фактор (разрушительная деятельность человека), технический прогресс, развитие промышленности, заводы, автомобильный транспорт, космодромы, браконьерство, свалки, ядерные реакторы, аварии танкеров, пожары, туризм, ориентирование на прибыль, негативное отношение к природе, низкая культура населения… Решить проблемы предлагается закрытием предприятий (?! – НТП вспять не повернешь!), внедрением безотходных технологий, установкой фильтров, созданием заповедников и заказников, запрещением охоты, информированием населения, созданием общественных организаций; называется экологическое воспитание, некоторые так и пишут, что начинать надо с детства! Сегодня на нашем семинаре выступят ведущие специалисты-экологи с проектами по их решению. (Учитель представляет участников: метеорологов, астрофизиков, технологов, гидрологов, лесоводов, почвоведов, географов, биологов, энергетиков). Свои выступления они будут иллюстрировать презентациями, которые оценит строгое жюри. Победитель получит дополнительную оценку. Приступаем к презентации проектов. На выступление каждой группы отводится 3-4 минуты. (Перед каждой презентацией небольшое вступительное слово учителя)
Потепление климата и повсеместное таяние ледников сделали возможными путешествия к Северному полюсу в комфортабельных каютах ледоколов. Ледовый покров Северного ледовитого океана за последние 30 лет стал тоньше на 40%. Ледники Гренландии, Альп, Кавказа, Килиманджаро тают. Одновременно с этим явлением происходит поднятие уровня Мирового океана (за последнее столетие на 10-20см). Существует ли проблема глобального потепления? Разобраться в этом вопросе нам помогут метеорологи.
Если собрать озон, находящийся в атмосфере, то толщина
его слоя составит всего около Поэт Маяковский написал: Нет на свете прекрасней одежи, Чем бронза мускулов и гладкость кожи. Прав ли он? Является ли сегодня бронзовый загар показателем здоровья и почему? (Нет и связано это с разрушением озонового слоя планеты, истончение которого на 1% повышает заболеваемость раком кожи в несколько раз. Озоновый щит действует избирательно: пропускает полезную для здоровья длинноволновую часть УФ-излучения солнца, задерживает жесткое УФ-излучение, защищая человека от катаракты и мутаций на генном уровне.)
Демонстрация опыта «Загрязнение воздуха» Оборудование: свеча, спички, фарфоровая чашка Ход опыта. Учитель зажигает свечу и просит учащихся
рассказать о том, что они видят (пламя и потоки горячего воздуха, иногда –
дымок). Затем над пламенем свечки около минуты учитель держит чистую фарфоровую
чашку (расстояние между кончиком пламени и дном чашки – 2-
Вода – самое распространенное на Земле вещество (не считая песка), но пресная вода – дефицитный ресурс, требующий особой охраны Обследование экспертов ООН качества питьевой воды в 122 странах мира показало, что самая чистая вода – в Финляндии. Россия на 7 месте
Леса называют «легкими нашей планеты». Ведь только - Почему охрана лесов есть одновременно и борьба с ускоренной эрозией почв? (Закрепленная корнями почва не размывается водой и не развеивается ветром. Под пологом растительности уменьшается поверхностный сток воды и увеличивается подземный, вода дольше задерживается на участках, занятых растительностью) 6. Состояние почв С целью актуализации знаний учитель использует следующий прием: демонстрация доли почвенных ресурсов планеты. В качестве модели Земли он берет крупное яблоко, кожуру которого можно сравнить с поверхностью Земли. Снятую ножом кожуру с 2/3 яблока сравнивает с площадью Мирового океана. Затем снимает кожуру с половины оставшейся части, соответствующей суше, – это пустыни, в том числе и ледяные, в Арктике и Антарктиде, заболоченные участки, горы – все те площади, где невозможно проживание человека. Оставшуюся восьмую часть учитель делит еще на 4 части: из них 3 части соответствуют местам, непригодным для земледелия из-за каменистых, переувлажненных и малоплодородных почв, районам многолетней мерзлоты; либо землям, находящимся под городами, дорогами, занятым лесами. И лишь оставшаяся 1/32 часть и есть тот слой (пашня), который и кормит все человечество. Почвенный покров – природное богатство, создаваемое
тысячелетиями. Не случайно почву называют «геодермой» – кожей нашей планеты.
Толщина ее составляет от
«Несколько тысячелетий назад территория Северной Африки представляла собой плодородный оазис. В результате непродуманного земледелия она превратилась в мертвую пустыню…» (из лозунгов «Greenpeace»)
«Представьте себе, какой взрыв возмущения вызовет попытка стереть с лица земли, скажем, лондонский Тауэр – и это будет справедливое негодование. А единственный в своем роде чудесный вид, который эволюционировал сотни тысяч лет, чтобы достичь сегодняшнего совершенства, можно отправить в небытие одним духом, как гасят огонек свечи, и никто даже пальцем не пошевельнет, кроме считанной горсточки людей никто и слова не скажет в их защиту…» Джеральд Даррелл «Мясной рулет» Заключающе-ориентирующий этап К сожалению, сирену природы слышат не все, а многие просто не хотят слышать. И эта проблема не только биологическая, но и нравственная. Ведь все начинается с детства, воспитания, с того, что мама объясняет малышу: нельзя наступать на жучков и букашек, обрывать крылья бабочкам, таскать кошку за хвост.
Исследовательский компонент: Успешные фрагменты его реализации -в целом -отдельными группами
- вопросы, отработанные полностью -и которые не нашли должного освещения на занятии
Подумайте над вопросами: 1. Что вам дала работа над данным проектом? (что узнали нового, чему научились?) 2. Что у вас не получилось и почему? 3. Что бы вам хотелось изменить при проведении следующего проекта? Оценка работы школьников Оценочный лист
Используемая литература: Журнал «Биология в школе» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Методическая копилка | Добавил: Luboff | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 735 | Загрузок: 18 |