Среда, 08.05.2024, 02:37
Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ СШ № 3
Сведения об ОО

Сведения об образовательной организации

Дополнительно
Полезные ссылки
персональный данные дети
Бессмертный полк
История школы
ПНП "Образование"
Мы в соц. сети
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Средняя школа № 3 города Няндома»


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

Глобальные экологические проблемы современности
[ Скачать с сервера (97.0 Kb) ] 01.12.2013, 17:33

УЧЕБНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Учитель Кожевникова А.В.

Тема:  «Глобальные экологические проблемы современности»

                                                     

                                             «Современный человек находится перед

                                                     гималаями библиотек  в  положении золотоис-

                                                     кателя, которому надо отыскать крупинки золо-

                                                     та в массе песка»

С.И. Вавилов

Тип занятия: метапредметный семинар-проект

Интегрируемые школьные предметы: биология, география, экология, информатика

Место в учебном процессе. Занятии может быть проведено в 9 и 11 классах при изучении темы «Экология»

Планируемый  результат: ученики создают проект и презентуют его аудитории

Проектная  технология

Цель: Осмысленное, целенаправленное приобретение и углубление экологических знаний на основе реализации исследовательской функции учащимися.

Задачи:

I. Предметные:

  1. Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами
  2. Научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на природу

II. Развивающие:

1.      Развивать  у учащихся способности логически мыслить, выделять главное, обобщать

2.      Развивать умение публичного выступления, ведения дискуссии, способствовать формированию культуры речи

3.      Развивать чувство заинтересованности и личной причастности к происходящему на планете

III. Личностно-ориентированные:

  1. Учиться принимать решения на глобальном уровне
  2. Развивать чувство заинтересованности и личной причастности к происходящему на планете

 

Оборудование: бэйджи с указанием специальностей (метеорологи, астрофизики, технологи, гидрологи, лесоводы, почвоведы, географы, биологи), мультимедиапроектор, компьютерные презентации учащихся, свеча, спички, фарфоровая чашечка, крупное яблоко, нож.

 

Подготовительная работа

- Постановка задач

- Формулирование проблемы

- Планирование семинара

- Выявление уровня знаний участников семинара по проблеме (краткая письменная летучка: « Перечислите глобальные экологические проблемы, назовите наиболее вероятные причины их возникновения и предложите возможные пути их решения»)

- Участники семинара – специалисты, которые собрались, чтобы обсудить глобальные вопросы современности. Организация работы в группах: создание 8 (по числу проблем) микрогрупп по 2-3 человека, поставив перед каждой задачи: Соберите и представьте в обобщенном виде материал по выбранной проблеме. Разработайте предложения по ее решению. Познакомьтесь с различными точками зрения на изучаемую проблему и оцените полученные результаты.

Задания для работы в Интернете: найдите информацию по вашей проблеме, проанализируйте и скопируйте для размещения в презентации.

 

Основные инструменты исследования: анализ литературы и статистических данных

 

Глобальные экологические проблемы:

1.   Климатические изменения

2.   Нарушение озонового слоя

  1. Загрязнение атмосферы
  2. Загрязнение водных систем
  3. Уничтожение лесов
  4. Состояние почв
  5. Опустынивание
  6. Потеря биоразнообразия

 

Структура презентации:

  1. Название
  2. Имя и фамилия авторов
  3. Цели и задачи исследования
  4. Гипотеза, которая была положена в начало самостоятельного исследования
  5. Цитата по теме исследования
  6. Основные результаты, полученные в итоге работы
  7. Анализ, оценка (выяснение причин – что происходит и почему)
  8. Интерпретация (различные способы решения проблемы)
  9. Сравнение / противопоставление:

(Противопоставление: потребительские запросы человека с одной стороны, ограниченность природных ресурсов с другой)

  1. Ссылки на информационные ресурсы

 

Оформление доски:

 

 

Глобальные экологические проблемы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

8.

 

экран

 

Плакат

 

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель выдает каждому итоговую таблицу. По ходу выступлений групп, учащиеся  будут ее заполнять.

 

Проблема

Причины возникновения

Пути решения

 

 

 

 

II. Изучение нового учебного материала

(Звучит музыка Б.Гребенщикова «Под небом голубым»)

Наш мир прекрасен и гармоничен. Он многообразен и уникален. И хочется, чтобы таким его увидели наши дети и внуки. Часто бывает, что в погоне за деньгами, успехом, экономическим развитием  мы закрываем глаза на вред, наносимый природе. Стихийные воздействия человечества на природу часто приводят к деградации среды и подрыву экономики целых народов. В настоящее время эта опасность грозит всему человечеству, и мы вынуждены говорить об экологических проблемах глобального характера, которые обострились с середины ХХ века.

Эти проблемы не будут новыми для участников семинара, т.к. широко освещаются в средствах массовой информации. Готовясь к семинару, мы провели краткую письменную летучку. Вы отвечали на вопрос: Перечислите известные вам глобальные экологические проблемы, назовите наиболее вероятные причины их возникновения и предложите возможные пути их решения.

 

Количество названных проблем

Количество учащихся

1

3

2

4

3

6

4

5

5

1

7

1

 

Чаще других назывались проблемы «Загрязнение воздуха» и «Загрязнение воды», их вы ставили на 1 место, некоторые использовали обобщенное понятие «Загрязнение окружающей среды». 8 учеников отметили вымирание видов, из них 3 человека имели в виду только животных. 6 коренных жителей средней подзоны тайги назвали уничтожение лесов (другие называли ее как причину исчезновения видов), 5 – разрушение озонового слоя и загрязнение почв, глобальное потепление – 3, 1 – кислотные дожди (и проблема и причина).  Один респондент наряду с глобальными проблемами написал и о наболевшем – пожаловался на учительницу… Основные причины: антропогенный фактор (разрушительная деятельность человека), технический прогресс, развитие промышленности, заводы,  автомобильный транспорт, космодромы, браконьерство, свалки, ядерные реакторы, аварии танкеров, пожары, туризм, ориентирование на прибыль, негативное отношение к природе, низкая культура населения… Решить проблемы предлагается закрытием предприятий (?! – НТП вспять не повернешь!), внедрением безотходных технологий, установкой фильтров, созданием заповедников и заказников, запрещением охоты, информированием населения, созданием общественных организаций; называется экологическое воспитание, некоторые так и пишут, что начинать надо с детства!

Сегодня на нашем семинаре выступят ведущие специалисты-экологи с проектами по их решению. (Учитель представляет участников: метеорологов, астрофизиков, технологов, гидрологов, лесоводов, почвоведов, географов, биологов, энергетиков). Свои выступления они будут иллюстрировать презентациями, которые оценит строгое жюри. Победитель получит дополнительную оценку.  

Приступаем к презентации проектов. На выступление каждой группы отводится 3-4 минуты.

(Перед каждой презентацией небольшое вступительное слово учителя)

  1. Климатические изменения

Потепление климата и повсеместное таяние ледников сделали возможными путешествия к Северному полюсу в комфортабельных каютах ледоколов. Ледовый покров  Северного ледовитого океана за последние 30 лет стал тоньше на 40%. Ледники Гренландии, Альп, Кавказа, Килиманджаро тают. Одновременно с этим явлением происходит поднятие уровня Мирового океана (за последнее столетие на 10-20см).

Существует ли проблема глобального потепления? Разобраться в этом вопросе нам помогут метеорологи.

  1. Нарушение озонового слоя

Если собрать озон, находящийся в атмосфере, то толщина его слоя составит всего около 3 мм.

Поэт Маяковский написал:

Нет на свете прекрасней одежи,

Чем бронза мускулов и гладкость кожи.

Прав ли он? Является ли сегодня бронзовый загар показателем здоровья и почему? (Нет и связано это с разрушением озонового слоя планеты, истончение которого на 1% повышает заболеваемость раком кожи в несколько раз. Озоновый щит действует избирательно: пропускает полезную для здоровья длинноволновую часть УФ-излучения солнца, задерживает жесткое УФ-излучение, защищая человека от катаракты и мутаций на генном уровне.)

  1. Загрязнение атмосферы

Демонстрация опыта «Загрязнение воздуха»

Оборудование: свеча, спички, фарфоровая чашка

Ход опыта. Учитель зажигает свечу и просит учащихся рассказать о том, что они видят (пламя и потоки горячего воздуха, иногда – дымок). Затем над пламенем свечки около минуты учитель держит чистую фарфоровую чашку (расстояние между кончиком пламени и дном чашки – 2-3 см). На дне чашки появляется копоть, которую учащимся предлагается рассмотреть и потрогать. Копоть – вещества, образующиеся в результате сгорания топлива (в данном случае – парафина и стеарина, их которых сделана свеча). Частицы копоти оседают на поверхности зданий, листьях растений, попадают в легкие человека.

  1. Загрязнение водных систем

Вода – самое распространенное на Земле вещество (не считая песка), но пресная вода – дефицитный ресурс, требующий особой охраны

Обследование экспертов ООН качества питьевой воды в 122 странах мира показало, что самая чистая вода – в Финляндии. Россия на 7 месте

  1. Уничтожение лесов

Леса называют «легкими нашей планеты». Ведь только 1 га леса дает нам в течение года до 20 млн кубометров чистого воздуха!

- Почему охрана лесов есть одновременно и борьба с ускоренной эрозией почв? (Закрепленная корнями почва не размывается водой и не развеивается ветром. Под пологом растительности уменьшается поверхностный сток воды и увеличивается подземный, вода дольше задерживается на участках, занятых растительностью)

6. Состояние почв

С целью актуализации знаний учитель использует следующий прием: демонстрация доли почвенных ресурсов планеты. В качестве модели Земли он берет крупное яблоко, кожуру которого можно сравнить с поверхностью Земли. Снятую ножом кожуру с 2/3 яблока сравнивает с площадью Мирового океана. Затем снимает кожуру с половины оставшейся части, соответствующей суше, –  это пустыни, в том числе и ледяные, в Арктике и Антарктиде, заболоченные участки, горы – все те площади, где невозможно проживание человека. Оставшуюся восьмую часть учитель делит еще на 4 части: из них 3 части соответствуют местам, непригодным для земледелия из-за каменистых, переувлажненных и малоплодородных почв, районам многолетней мерзлоты; либо землям, находящимся под городами, дорогами, занятым лесами. И лишь оставшаяся 1/32 часть и есть тот слой (пашня), который и кормит все человечество.

Почвенный покров – природное богатство, создаваемое тысячелетиями. Не случайно почву называют «геодермой» – кожей нашей планеты. Толщина ее составляет от 10 см до метра. По сравнению с 6 тысячами километров земного радиуса – это тончайшая пленочка, которая кормит обитателей планеты. Но, к сожалению, живуче отношение к земле по принципу: «на наш век хватит, а там хоть трава не расти». А ведь она действительно может и не вырасти.

  1. Опустынивание

«Несколько тысячелетий назад территория Северной Африки представляла собой плодородный оазис. В результате непродуманного земледелия она превратилась в мертвую пустыню…» (из лозунгов «Greenpeace»)

  1. Потеря биоразнообразия

«Представьте себе, какой взрыв возмущения вызовет попытка стереть с лица земли, скажем, лондонский Тауэр – и это будет справедливое негодование. А единственный в своем роде чудесный вид, который эволюционировал сотни тысяч лет, чтобы достичь сегодняшнего совершенства, можно отправить в небытие одним духом, как гасят огонек свечи, и никто даже пальцем не пошевельнет, кроме считанной горсточки людей никто и слова не скажет в их защиту…»

Джеральд Даррелл «Мясной рулет»

 

Заключающе-ориентирующий этап

К сожалению, сирену природы слышат не все, а многие просто не хотят слышать. И эта проблема не только биологическая, но и нравственная. Ведь все начинается с детства, воспитания, с того, что мама объясняет малышу: нельзя наступать на жучков и букашек, обрывать крылья бабочкам, таскать кошку за хвост.

    • Оценка семинара и действий учеников

Исследовательский компонент:

Успешные фрагменты его реализации

-в целом

-отдельными группами

    • Определение степени завершенности изучения обсуждаемой темы

- вопросы, отработанные полностью

 -и которые не нашли должного освещения на занятии

    • Вычленение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию

 

Подумайте над вопросами:

1.      Что вам дала работа над данным проектом? (что узнали нового, чему научились?)

2.      Что у вас не получилось и почему?

3.      Что бы вам хотелось изменить при проведении следующего проекта?

 

Оценка работы школьников

Оценочный лист

 

 

 

Критерии

Баллы

Климат

Озоновый слой

Атмосфера

Вода

Леса

Почвы

Пустыни

Потеря

биоразнообразия

Энергетика

  1. Активное участие всех членов группы в реализации проекта
  2. Объем изученного материала и качество анализа собранной информации
  3. Соответствие оформления результатов работы стандартным требованиям
  4. Качество сообщения о результатах проекта
  5. Убедительность ответов на вопросы по докладу
  6. Полнота выполнения самостоятельной исследовательской работы
  7. Достижение поставленной цели

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература: Журнал «Биология в школе»

Категория: Методическая копилка | Добавил: Luboff
Просмотров: 682 | Загрузок: 18