Понедельник, 29.04.2024, 20:50
Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ СШ № 3
Сведения об ОО

Сведения об образовательной организации

Дополнительно
Полезные ссылки
персональный данные дети
75-летие Победы
История школы
ПНП "Образование"
Мы в соц. сети
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Средняя школа № 3 города Няндома»


Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

Развитие креативного мышления школьников
[ Скачать с сервера (25.9 Kb) ] 23.06.2023, 22:22

Автор: Савичева Ирина Борисовна, учитель иностранного языка, заместитель директора по начальным классам МБОУ СШ № 3 города Няндома.

Развитие креативного мышления школьников

Формирование функциональной грамотности – одна из главных задач обновлённых ФГОС [1, раздел III, п.34.2]. Креативное мышление является компонентом функциональной грамотности. С 2021 года в исследование PISA  включено оценивание креативного мышления.

Что понимают под креативным мышлением?

Креативное мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей [2].

В начальных классах самым эффективным средством формирования креативного мышления служит  использование творческих заданий на уроках и во внеурочной деятельности, так как в младшем школьном у учеников развивается логическое мышление, усиленно развиваются мыслительные процессы, которые взаимосвязаны с творческой деятельностью. Развитие системности, ассоциативности и креативности мышления является главной задачей учителя в начальных классах. Ученик с креативным мышлением обладает гибкостью, продуктивностью и нестандартным взглядом при решении мыслительных задач.

Для развития креативного мышления  необходимо:

  1. Создание  необычных  заданий и творческой обстановки.
  2. Обеспечение свободы выбора деятельности.
  3. Выбор из множества хороших, наиболее эффективных решений для преодоления проблемы.
  4. Стимулирование ученика и создание мотивации на творчество.

Что препятствует развитию креативного мышления?

  1. Учитель предлагает один готовый шаблон или алгоритм работы.
  2. Учитель критикует новые идеи, верные и неверные с его точки зрения.
  3. Перед учеником возникает чувство страха и неудачи.
  4. Недостаточный объём информации по теме.
  5. Типовые задания для самостоятельной работы.
  6. Отсутствие мотивации узнать больше, чем даётся на уроках.

Как оценить креативное мышление младших школьников?

Креативное мышление напрямую связано с умением создавать новые идеи на основе существующей информации – текста или изображения. Оценке подлежит креативное самовыражение (письменное или устное, изобразительное или символическое) и креативное решение проблемы. Ответы учеников начальных классов могут быть от одного слова до небольших текстов/изображений.

Письменное самовыражение демонстрируется  в использовании воображения в создаваемых текстах, мультфильмах, комиксах, видеороликах, рисунках, заголовках.

Визуальное самовыражение выражается в совершенствовании и дополнении изображений или способах выполнения проекта.

Применяется креативное мышление и для решения социальных проблем: оригинальные идеи для решения проблемы, оценка и отбор эффективных идей, совершенствование идей.

Креативные решения всегда должны положительно оцениваться и поощряться учителем начальных классов.

Как формировать креативное мышление у младших школьников?

  1. Подбирать синонимы, антонимы, ассоциации.
  2. Учить составлять  и решать  ребусы и головоломки.
  3. Придумывать креативные задания, способы и средства для выхода из проблемы.

Какие технологии можно применять для формирования креативного мышления у младших школьников?

  1. Случайное слово. (У вас есть проблема, ситуация или слово. Ученик открывает книгу и тычет пальцем в любое место на странице книги. Ему нужно связать это слово и применить его к ситуации, которая у него есть).
  2. Мозговой штурм. (Ученики говорят всё, что приходит в голову).
  3. 3 идеи в день. (Ученикам даётся задание придумывать  3 решения проблемы в день на протяжении определённого времени).
  4. 6 шляп мышления. (Синяя шляпа – как достичь цели.  Белая шляпа – сбор фактов и решений). Красная шляпа – какие эмоции решения могут вызвать. Чёрная шляпа – опасности, которые могут произойти.  Жёлтая шляпа – дополнительные возможности и применение. Зелёная шляпа – нестандартное применение).
  5. Технология креативности. (Ученику нужно представить ситуацию с точки зрения разных героев сказок, представителей разных профессий и т.д.).
  6. Метод ассоциаций. (Замените все слова в предложении синонимами или словами,  с которым ассоциируется каждое слово).

Каждый учитель начальных классов должен ставить задачу –  создание условий для формирования креативного мышления, используя творческие задания. Формировать креативное мышление нужно постоянно на каждом уроке и во внеурочное время, используя разные приёмы и задания.

Примеры эффективных приёмов для формирования креативного мышления младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

  1. Небылица (a tall tale). По картинке ученики составляют предложения, которые не могут быть правдой. Учитель показывает картинку, ученики описывают её. Или ученики придумываю идею картинки в качестве домашнего задания и описывают вместе на уроке.  (The dog is green. The dog is flying. It has wings. It is wearing shorts and a scarf. Собака зелёная. У неё крылья. Она летает. и т.д.)
  2. Кувшин (a jug). Ученики придумывают предметы или вещества, которые можно поместить в кувшин (молоко, мука, горох, насекомое, сметана, семечки и т.д. - milk, flour, peas, insects, sour cream, seeds).
  3. Безумный художник (the mad artist). Устно ученики придумывают фантастическое животное. Ученик на доске изображает это животное.
  4. Задание 5+ (five plus). К каждому новому существительному ученик подбирает свои 5 прилагательных. Задание можно дать в качестве домашнего задания и использовать на уроке. Пример: a duck - stupid, grey, fat, small, funny.
  5. Из чего же, из чего же, из чего же? (What is it made of?). Учитель показывает картинку, ученики придумывают слова. (Пример: Чем украсить ёлку, если нет ёлочных игрушек?). (Cotton wool, candies, children's toys, oranges, toothbrushes).
  6. Что общего? (What do they have in common?). Можно сравнивать предметы, людей, картинки и т.д.
  7. Тавтограмма (tautogram). Составь предложение, где все слова начинаются на одну и ту же букву. (Cute cats commit cunning capital crimes. Only one owl).
  8. Необычные способы использования. (How can it be used?). (Учитель называет предмет, а ученики придумывают варианты его использования). (A ruler - scratch your back, get the thing out from under the sofa, like a sword, make a fire, cut plasticine. Линейка – почесать спину, достать вещь из-под дивана, развести костёр и т.д.).

Что даёт сформированное креативное мышление ученику?

  1. Раскрытие индивидуальности и творческих способностей.
  2. Повышение самооценки.
  3. Формирование умения преодолевать трудности.
  4. Преодоление боязни сделать что-нибудь не так, как все.
  5. Преодоление стереотипов мышления.
  6. Применение нестандартных решений в дальнейших проектах и исследованиях, и как следствие востребованность в современном мире.

Список информационных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (раздел III п.34.2)

2. Рожкова С.В. Взгляды отечественных и зарубежных учёных на проблему изучения креативного мышления. Тамбовский государственный университет Г.Р. Державина,

https://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2016/lich-i-prof-razvitie-ped/1/rozhkova.pdf

Категория: Методическая копилка | Добавил: Luboff
Просмотров: 93 | Загрузок: 2